
Чат-боты для бизнеса. Виды и примеры
В этой статье мы расскажем о том, какие бывают чат-боты, как их используют в разных отраслях, и какую пользу они могут принести бизнесу.
Чат-боты помогают сократить издержки на клиентский сервис — они способны задавать вопросы и отвечать на них, находить и подбирать необходимый продукт, рассказывать о действующих акциях. Обычно их добавляют в чат сайт или в мессенджеры: Telegram, Viber, WhatsApp, Facebook Messenger* и т.д. Совсем недавно этот список пополнил новый канал для общения с клиентами — Apple Business Chat.
Чат-боты можно разделить на 3 основных вида:
- Кнопочный бот. Он выглядит как кнопки с вариантами действий. «Общение» происходит через нажатие кнопок, а бот реагирует на них, как на команды. Такой бот подходит для сбора данных, определения тематики обращений, ответов на типовые вопросы.
- Бот-суфлер. Подсказывает посетителю как более точно сформулировать вопрос. Это позволяет клиенту не тратить лишнее время на обдумывание вопроса, а боту легче этот вопрос обработать.
- Умный бот. Это бот с искусственным интеллектом, способный вести полноценный диалог с клиентами. Его ответы максимально приближены к естественной человеческой речи.
Чем могут помочь чат-боты
Чем дольше в нашей жизни присутствуют боты, тем привычнее становится коммуникация с ними. Вместе с этим повышаются ожидания от их эффективности.
Drift провели опрос на эту тему и выяснили, что пользователи в первую очередь ожидают от чат-ботов:
- 37% — получение быстрых ответов в экстренных случаях;
- 35% — решение проблем;
- 35% — получение детальных ответов и объяснений;
- 33% — бронирование (столика в ресторане, номера в отеле и т.д.);
- 29% — оплата счетов;
- 27% — покупка предметов первой необходимости;
- 22% — идеи для покупок;
- 22% — подписка на рассылку или новостной ресурс;
- 18% — коммуникация с несколькими брендами с помощью одной программы;
- 13% — помощь при покупке дорогостоящих товаров.
Отталкиваясь от перечисленных ожиданий, чат-боты для бизнеса можно разделить на виды в зависимости от функций, которые они выполняют:
- Продажи. Бот помогает подобрать клиенту подходящий товар, отвечает на вопросы, рассказывает о скидках и подводит клиента к совершению покупки.
- Чат-бот ассистент. Интеграция с системами-аналитики, CRM и бухгалтерией дает ему возможность составлять отчеты, анализировать данные, заполнять формы и пр.
- Тех. поддержка. Поручите чат-боту отвечать на вопросы клиентов о вашем продукте или услуге.
- Обслуживание клиентов. Заказать такси, забронировать билеты, номер в отеле и столик в ресторане, оформить доставку продуктов — все это можно сделать с помощью чат-бота.
- Медиа. Журналы, газеты, радио и телеканалы тоже прибегают к помощи чат-ботов. С их помощью пользователи находятся в курсе последних новостей или выбирают и читают только интересующие их разделы.
- Личный помощник. Будет напоминать о встречах или делах, подскажет прогноз погоды и даже найдет рецепт любого блюда.
- Консультация. Чат-бот может выступить в качестве учителя, доктора, стилиста, юриста и других специалистов, чья консультация вам необходима.
Примеры чат-ботов
Рассмотрим, как бизнесы из разных отраслей применяют чат-ботов:
1. Банки
Чат-бот в банке способен напоминать о сроках погашения кредита, конвертировать валюту и выполнять другие полезные функции. Многие банки уже вовсю используют чат-ботов, а к 2020 году, согласно отчету Gartner, 85% банков будут коммуницировать с клиентами именно таким способом. Особенно успешна работа чат-ботов в банках, у которых нет физических точек отделений. В таких банках все взаимодействие с клиентами осуществляется дистанционно.
Чат-бот на сайте банка Тинькофф
2. Логистика
Бот помогает отследить заказ, отвечает на вопросы о требованиях к грузу, упаковке и пр.
Чат-бот на сайте Сдэк
3. Интернет-магазины
Чат-бот поможет получить информацию о товаре, отправить его в корзину, а в дальнейшем будет держать вас в курсе всех акций.
Чат-бот крупного магазина косметики Sephora в Facebook* Messenger
4. Ритейл
Через чат-бота можно получить консультацию по товарам, акциям и специальным предложениям магазина.
Чат-бот продуктового магазина Вкусвилл в Telegram
5. Телеком
Бот может консультировать пользователей по актуальным тарифам и ценам, или поручите ему техническую поддержку клиентов.
Чат-бот ВК интернет-провайдера SkyNet
6. Еда
Чат-бот может предоставить вам информацию о меню, специальных предложения или часах работы заведения. Некоторые боты даже принимают заказ через мессенджеры.Так например, вы можете заранее заказать и оплатить свой кофе в ближайшей кофейне, а забрать — в удобное вам время.
Чат-бот кофейни Baggins Coffee в Telegram
Заключение
Если вы еще не убедились в том, что вам стоит внедрить чат-бота, то вот несколько очевидных причин, по которым это стоит сделать:
- Чат-бот автоматизирует рабочий процесс, персонал меньше тратит времени на рутинную работу, и, как следствие, повышается его продуктивность.
- С чат-ботом вы уменьшаете затраты на рекламу. Привлекая заинтересованных пользователей на сайте специальными предложениями, чат-бот взаимодействует с аудиторией. Таким образом, реклама транслируется уже целевой аудитории, без привлечения иных рекламных каналов.
- Чат-бот может быть полноценным каналом продаж, предлагая дополнительные товары и услуги.
Вам нужно только определиться, какой вид чат-бота выбрать, какова будет его главная обязанность и где вы его разместите.
*Деятельность корпорации Meta, а также её платформ Facebook и Instagram, признана экстремистской и запрещена в РФ.